ФФГИ разъясняет

Ответ президента ФФГИ на обращение представителя любительской футбольной команды «Регион».


Уважаемый Алексей Борисович!

В связи с поступившим обращением от 20.06.2017 довожу до Вашего сведения следующую информацию.

1. По вопросу о том, руководствуется ли ФФГИ принципами и актами ФИФА, УЕФА и РФС при проведении Открытого летнего чемпионата г. Иркутска среди команд Лиги-1 сезона 2017 (далее — Чемпионат), сообщаю, что в соответствии с пунктом 9.2 Положения о чемпионате данные акты применяются лишь в части, не урегулированной Положением и локальными правовыми актами ФФГИ, а также в части, не противоречащей статусу Чемпионата. Приведенная норма означает, что в случае противоречия актов ФИФА, УЕФА или РФС правовым актам ФФГИ, приоритет отдается нормам, содержащимся в актах ФФГИ.

2. По вопросу о том, на основании каких локальных правовых актов (нормативных документов) разработано Положение о чемпионате, сообщаю, что при его разработке учитывались утвержденные Президиумом ФФГИ положения о заявке на участие в соревновании, о календаре соревнования и о дисциплинарных нарушениях и спортивных санкциях. Вместе с тем при разработке положений о тех или иных турнирах принимаются во внимание не только локальные правовые акты Федерации, но и положения об аналогичных соревнованиях, которыми ФФГИ руководствовалась ранее.

3. По вопросу о порядке обжалования решений, принимаемых юрисдикционными органами ФФГИ, сообщаю, что в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Положения о дисциплинарных нарушениях и спортивных санкциях обжалование решения КДК ФФГИ осуществляется в Апелляционном комитете ФФГИ в течение 7 дней со дня опубликования данного решения. Решение же Апелляционного комитета ФФГИ вступает в силу с момента его опубликования и обжалованию не подлежит.

4. По вопросу о том, является ли ФФГИ членом структурных (региональных и др.) подразделений РФС, сообщаю, что Устав РФС не содержит указания на такого рода подразделения. В нем описывается лишь статус и функции органов РФС, как то: Конференции, Исполкома, Контрольно-ревизионной комиссии, Постоянных и временных комитетов, и т. д. (статья 13 Устава РФС). Членом таких органов ФФГИ не может быть, по определению, в силу предусмотренного Главой 4 Устава РФС порядка их формирования.

Если же вопрос касается того, является ли ФФГИ членом РФС, то сообщаю, что в силу части 1 статьи 8 Устава РФС городская федерация не может являться членом РФС (к таковым относятся лишь региональные и межрегиональные федерации футбола, а также профессиональные футбольные клубы). Убедиться в этом можно, ознакомившись с Реестром членов РФС.

Невозможность членства в РФС предопределяет описанный выше порядок обжалования решений юрисдикционных органов ФФГИ, исключающий обращение в Федерацию футбола Иркутской области, в МРО «Союз федераций футбола «Сибирь» и далее по вертикали.

Кроме того, практика взаимодействия с организациями, являющимися членами РФС, в части обжалования решений о дисциплинарных нарушениях, принимаемых на муниципальном уровне, свидетельствует о существовании процедурных ограничений для такого обжалования.

Так, в одном из дел о дисциплинарных нарушениях команда обратилась в Федерацию футбола Иркутской области с Жалобой на Решение, принятое при проведении Кубка г. Иркутска по футболу.

В связи с истечением установленного регламентом РФС срока для назначения жалобы к слушанию команда подала в Федерацию футбола Иркутской области Заявление, в котором просила уведомить о дате, времени и месте заседания КДК Федерации футбола Иркутской области по рассмотрению поданной ранее жалобы, но заявление было оставлено без внимания.

Не добившись вынесения какого-либо решения Федерацией футбола Иркутской области, команда обратилась с Жалобой в МРО «Союз федераций футбола «Сибирь», в которой просила отменить решение, вынесенное на муниципальном уровне. Актом КДК МРО СФФ «Сибирь» жалоба была возвращена заявителю без принятия решения по существу со ссылкой на часть 3 статьи 38 Дисциплинарного регламента РФС, согласно которому МРО не может рассматривать жалобы на решения юрисдикционных органов футбольных организаций муниципального уровня.

В итоге жалоба команды так и не была рассмотрена.

Приведенный пример показывает, что Дисциплинарный регламент РФС позволяет региональным федерациям футбола игнорировать жалобы, поступающие в связи с проведением муниципальных соревнований, и подобное бездействие не может быть обжаловано в вышестоящие футбольные инстанции.

При таких обстоятельствах взаимодействие городских футбольных организаций с региональными футбольными организациями по вопросам обжалования решений юрисдикционных органов, принятых при проведении муниципальных соревнований, утрачивает всякий смыл, поскольку не предоставляет участникам таких соревнований никаких дополнительных гарантий защиты их прав.

5. По вопросу о предоставлении в единую информационную аналитическую систему РФС данных об игроках команд, участвующих в соревнованиях ФФГИ, сообщаю, что согласно пункту 2.4 Положения РФС о паспортизации футболистов оформление и ведение паспортов футболистов-любителей в рамках единой информационно-аналитической системы РФС (ЕАИС РФС) осуществляется региональной федерацией футбола, на территории которой находится любительский футбольный клуб (спортивная школа). В силу данного предписания ФФГИ, как муниципальная футбольная организация, не имеет полномочий на совершение указанных Вами действий. За разрешением данного вопроса применительно к Вашей команде рекомендую обратиться в Федерацию футбола Иркутской области.

6. По вопросу о том, имеют ли право футболисты-профессионалы выступать в чемпионате в составе любительской футбольной команды сообщаю, что Положение о чемпионате не содержит термина «футболист-профессионал». Вместо этого в пункте 4.2 Положения используется термин «игрок команды мастеров», под которым понимается футболист, имеющий заключенный трудовой договор с профессиональным футбольным клубом.

Употребляемый же Вами термин используется в Регламенте РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов, из пункта 1 статьи 4 которого следует, что футболистом профессионалом является игрок, у которого не только прекращены трудовые отношения с профессиональным футбольным клубом, но и истек 30-дневный срок с момента последнего выступления (выхода на поле) в официальном матче в качестве футболиста-профессионала.

Из сопоставления приведенных норм следует, что спортсмен, не являющийся игроком команды мастеров в смысле пункта 4.2 Положения о чемпионате и потому допущенный к участию в нем, может при этом оставаться футболистом-профессионалом по признаку не истечения указанного выше 30-дневного срока.

7. По вопросу о том, все ли участвующие в проводимых ФФГИ соревнованиях спортсмены имеют статус футболиста-любителя, сообщаю, что отслеживание данной информации не входит в зону ответственности ФФГИ. Общий отдел федерации проверяет лишь соблюдение командами условий допуска, предусмотренных внутренним положением федерации. Он не осуществляет проверку соответствия заявок Регламенту РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов, не применимого к муниципальным соревнованиям в силу прямого указания на это в пункте 2 статьи 2 данного Регламента.

8. По вопросу о том, включен ли Чемпионат в перечень мероприятий, проводимых под эгидой РФС, сообщаю, что данный турнир не входит в указанный перечень. При этом в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Чемпионат носит официальный характер, поскольку включен в Календарный план спортивно-массовых и физкультурных мероприятий г. Иркутска на 2017 г. (пункт 1.2.20 Приложения № 1 к Приказу начальника УФКС и МП КСПК администрации г. Иркутска от 30.12.2016 г. № 205-08-319/16).

9. По вопросу о том, обязаны ли члены КДК и Апелляционного комитета ФФГИ знать локальные правовые акты и другие документы ФФГИ и иметь юридическое образование, сообщаю, что все функционеры федерации изучают локальные правовые акты, относящиеся к их компетенции. Что касается высшего юридического образования, то его наличие в силу части 4 статьи 27 Устава ФФГИ требуется лишь для руководителей и заместителей руководителей названных юрисдикционных органов.

10. По вопросу о том, имеют ли право участники дел о дисциплинарных нарушениях, на заявление отвода председателю и членам КДК и Апелляционного комитета, сообщаю, что данный вопрос Положением о дисциплинарных нарушениях и спортивных санкциях не регламентируется. На основании статьи 27 Положения этот вопрос подлежит разрешению в соответствии со статьей 45 Дисциплинарного регламента РФС, применяемого к данным отношениям в субсидиарном порядке (т. е. в части, не урегулированной Положением и локальными правовыми актами ФФГИ, а также в части, не противоречащей Уставу ФФГИ и статусу Соревнования).

11. По вопросу о том, может ли проводиться матч Чемпионата в отсутствие одного из трех судей, сообщаю, что данный вопрос локальными правовыми актами ФФГИ не регламентирован. При обращении к актам РФС общего значения обнаружить правила, регулирующие данный вопрос, также не удалось, в связи с чем мы запрошена консультация члена Судейского комитета РФС С. Г. Мацюры. Из полученного ответа следует, что регламенты РФС действительно не содержат каких-либо предписаний на случай возникновения подобных ситуаций. Сообщается также, что такого рода инциденты на любительском уровне периодически происходят, и это не является препятствием к проведению матча членами судейской бригады, явившимися на игру. При этом к не явившемуся арбитру в отсутствие уважительной причины неявки подлежат применению санкции, предусмотренные актами соответствующей федерации.

С уважением, президент ОО «Федерация футбола города Иркутска» Райников А.С.