Любительскому футболу нужно больше внимания. Этого невозможно добиться без активного присутствия команд в медиа

Давайте станем чуть более открытыми


Слабость локального футбола в России — в его изолированности. От других регионов, населённых пунктов и даже любителей футбола из собственного города. Многие команды просто играют и иногда тренируются. В этом нет ничего плохого — даже не все профессиональные клубы с уважением относятся к интересу к ним со стороны болельщиков. Но и хорошего в таком подходе тоже мало.

На фоне почти тотальной тишины команд из большого футбола выделяются миньщики. У многих есть группы в соцсетях, где они выкладывают обзоры матчей — видео или хотя бы текст. Например, МФК «Горизонт» — одна из самых интересных команд в иркутском мини-футболе. Постоянные обзоры матчей, статистики, голосования за лучший гол — федерация нужна разве что для того, чтобы назначать матчи.

Иногда и вовсе кажется, что весь креатив иркутского футбола собрался в мини-футбольных командах.

Вот, например, «Финиш» сделал такое превью к сезону 2020 года. Ролик опубликован на сайте команды. Да, у «Финиша» есть сайт, который постоянно пополняется новостями. И там тоже есть статистика.


А это презентация формы от ЛФК «Стандарт». Зимой команда играла в Третьей лиги у Владимира Щелкунова.


Такие простые активности помогают лучше узнать друг друга. Вряд ли это привлечёт спонсоров или большое количество болельщиков. Однако даже короткие, но постоянные рассказы о себе и команде сделают иркутский любительский футбол чуть более ярким.

Постоянное внимание к командам из низших лиг — обычное дело в странах с хорошо развитым футболом. Например, в Германии все 11 или 12 лиг (точное количество не знают даже немцы) входят в единую систему, которой управляет Немецкий футбольный союз (Deutscher Fußball-Bund). DFB устраивает для любителей семинары и хочет, чтобы вся статистика, обзоры, новости были размещены на одном сайте.

При этом клубы не ограничиваются только теми медиа-возможностями, которые им создаёт национальная федерация, а сами активно рассказывают о себе. У одних есть сайт, у других — страница на Facebook. Кто-то пытается вести соцсети профессионально, у других сообщество — это просто место, где болельщики могут высказаться. Но главное, что вся эта система ежедневно производит контент, который привлекает в немецкий любительский футбол новых игроков.

В Англии низовой футбол — мощнейшее культурное явление. Британские острова — родина понятия Non-League football. Да что говорить, у них даже есть газета, в которой рассказывают исключительно о матчах низших лиг. Официально в Англии 11 уровней футбол. Неофициально — ещё столько же. И огромное количество команд, которые на своих сайтах и в соцсетях рассказывают о том, как они тренируются, играют и отдыхают.

В России отдельные команды в регионах тоже пытаются показать красоту низового футбола. В лучшем случае федерации, в соревнованиях которых они играют, им не мешают. Но иногда из-за отсутствия чётких правил возникают проблемы. Например, команда готовится к домашнему матчу, зовёт болельщиков на стадион, а игру отменяют за несколько часов до старта. Это реальный случай из чемпионата Курской области, в котором играет «Горький» — симпатичный клуб, пытающийся вырваться из уныния локального футбола.

Более свежий пример — казанская «Гроза». У клуба пока нет серьёзных побед на уровне города или республики Татарстан. Зато есть победы в продвижении бренда. «Гроза» завела англоязычный твиттер, проводит стримы с игр с комментариями на английском языке и  даже обзавелась спонсором — туристической фирмой из Англии Lupine Travel. Да, вложения не очень большие. Но важен сам факт. «Гроза» представила новую форму и уже отправляет комплекты в другие страны. Именно с таких мелочей начинается популяризация российского любительского футбола по всему миру.


Ещё один пример выхода на международный уровень — футбольный клуб «Труд» из села Паша Ленинградской области. Топовый твиттер, в котором показывают фотографии с игр, окружающие пейзажи и даже животных из окрестных лесов. Станет ли «Труд» мировым брендом? Конечно, нет. Но об этом клубе знают любители низового футбола со всего мира. Теперь вы тоже о нём знаете — и это как раз то, для чего нужно рассказывать о себе и своей команде.

Конечно, только говорить о любительском футболе мало. Нужна ещё инфраструктура, нормальные условия для тренировок и матчей. Но без популяризации со стороны всех участников не получится решить главную задачу — привлекать в соревнования новых игроков. Усилий одних лишь организаторов мало. Они могут рассказать, какой классный турнир, но не всегда могут показать, какие классные в нём команды.